Терра Башкирия.
Туристский бренд
Республики Башкортостан

Разработка туристского бренда Республики Башкортостан сформировала современное уникальное и яркое лицо территории, образ, который позволяет идентифицировать и продвигать её на внутреннем и внешнем рынках.

Республика Башкортостан, располагающаяся на древнейшей земле на территории Южного Урала и Приуралья, обладает уникальной природой и историей. Здесь, к примеру, находится пещера Шульган-Таш, известная наскальной живописью эпохи палеолита, в том числе древнейшим и единственным в Европе изображением верблюда. Ориентировочный возраст самых старых рисунков — около 40 тысяч лет. Подобных уникальных пещер этого периода на территории Евразии не более пяти, а на территории Восточной Европы и России она единственная. Также в Башкирии сохранились традиции бортевого пчеловодства, чего нет больше нигде в мире.

Для разработки стратегии и позиционирования были проведены исследования — анкетирование представителей туриндустрии и целевой аудитории России и зарубежья через профессиональный интернет-портал. Источниками информации также послужили глубинные интервью с руководителями турфирм и тематические круглые столы в Уфе с приглашением самой широкой и разноплановой аудитории: журналистов и блогеров, творческой интеллигенции и молодёжи. Результат — формирование аналитического отчёта и сводки заключений из его данных. Было выявлено четыре основных направления туризма — зимний (горнолыжный), оздоровительный (санатории), летний (сплавы) и экскурсионный.

На этом этапе был создан сайт — www.bashkortostan.paradoxbox.ru, где отражался ход работы, были описаны задачи и все сопутствующие детали. Периодически создавались и публиковались видеодневники с круглых столов. Весь процесс реализации проекта был максимально прозрачным. Помимо того, по приглашению студии ведущие специалисты в области брендинга составили международную экспертную группу для независимой оценки. Они периодически давали интервью, а по завершении работы вышла серия видео с их мнениями о созданном бренде.

Концепция была сформулирована так: Башкирия — древняя заповедная земля, хранящая первобытные тайны среди первозданной природы. Основной вывод из аналитического блока заключался в том, что Башкирия, практически, не известна за пределами своей территории. Это и повлияло на формирование вербального сообщения, нейминга — Terra Bashkiria, который резонирует с такими фразеологизмами как Terra Incognita, Terra Nova, также ставшими частью бренда.

Также исследования показали, что людям проще и понятнее произносить «Башкирия». Этот вариант звучит мягче и поэтичнее, легче произносится и является уникальным. «Башкортостан» сливается с названиями других территорий, имеющих окончание — «стан», многие из которых несут негативные ассоциации. Также «Башкирия» фонетически гармонично сочетается со словом «Терра», укладываясь в уникальную словесную и ментальную конструкцию. Немаловажно и то, что «Башкирия» — одно из исторических названий региона, существующее, по разным источникам, с XIV–XVI века.

Слоган бренда — «Душа Урала. Сердце Евразии».
Урал очень большой и разный. Деловой — Екатеринбург, промышленный — Челябинск или Магнитогорск. Уникальное, не вступающее в смысловую конкуренцию с соседними регионами позиционирование основано на том, что башкирский этнос — единственный, локально проживающий на территории Южного Урала с древнейших времен. Подтверждением тому — топонимы и культура, неразрывно связанные с этой географической зоной. Таким образом, Башкирия является душой Южного Урала, его солью. Таинственной землёй, расположенной в самом сердце Евразии.

Платформой для айдентики стало переосмысление национальной орнаментики и колористики. Максимально абстрактный знак позволил соединить четыре разных направления туризма. Стилеобразующим элементом стали декоративные полосы, восходящие к этническим мотивам украшения текстиля. Каждый пользователь айдентики волен «ткать» свой узор из представленных в руководстве цветов, выбирая собственный колорит и композицию, становясь соавтором фирменного стиля.

Автор проекта: Ильшат Байбурин
Вдохновители и кураторы: Лира Ибрагимовна Байбурина, Елена Осадова
Дизайнеры: Анна Аксентьева, Дина Василевская, Зарина Хазиева,
Алексей Сытин, Константин Нейман
Маркетолог: Салават Назаров
Менеджер: Елена Акатьева
PR сопровождение: Елена Арямнова
Бухгалтер: Людмила Блашко
Техническое сопровождение: Николай Иванов

Международная экспертная группа: Алексей Андреев, Вадим Буньков,
Владислав Деревянных, Эркен Кагаров, Ирина Карандаева,
Сергей Ким, Андрей Кожанов, Владимир Лифанов, Ксения Лукичёва,
Алексей Лысогоров, Гарегин Мартиросян, Анна Мухина, Дмитрий Пёрышков,
Гатис Розенфельд, Данил Снитко, Евгений Фатеев, Владимир Федосеев,
Артемий Фоминых, Елена Юферева

Награды

1 место
Национальный рейтинг туристических брендов

TОП 10 (8 место)
Рейтинг АБКР.
Российский брендинг: Best of the best.
Лучшие проекты десятилетия

Золото
VI Фестиваль туристических видеопрезентаций

TОП 10
«Коммерсантъ» года.
TОП 10 наиболее запомнившихся российских брендинговых проектов года.
Специальная премия «За продвижение Республики»

Бронза
Фестиваль нового дизайна Sreda